ЦЕЛЕВАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ

«ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ РУССКОГО НАРОДА»


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

 

Наименование программы:

Целевая программа воспитательной деятельности «Духовные ценности русского народа»

 

Правовое основание для разработки программы:

Решение совета училища от 16.06.2008 года, протокол № 4, приказ №  98 от 21.06.2008 г.

Заказчик программы:

Администрация ПУ-19, родители учащихся.

Разработчик программы:

Заместитель директора по УВР, библиотекарь, воспитатели, классные руководители, мастера производственного обучения.

Исполнители программы:

Инженерно-педагогический и ученический коллектив профессионального училища

 

Координатор реализации программы:

Зам. директора по УВР.

Цели программы:

Разработка системы воспитательной деятельности, способствующей формированию и развитию у учащихся представлений о русской художественной культуре как о величайшей национальной и общечеловеческой ценности, воплотившей вневременные духовные и нравственные идеалы.

Задачи программы:

  • Показать русскую художественную культуру как целостность, вобравшую исторический опыт русского народа, его миропонимание и отразившую русский национальный менталитет.
  • Дать представление об истоках и основных этапах исторического развития русской художественной культуры, выявить закономерности ее эволюции в соотнесенности с традициями европейской и мировой культуры..
  • На материале конкретных произведений литературы, живописи, музыки, зодчества, театра и других видов искусства раскрыть особенности художественно-образного мышления великих русских мастеров.
  • Ознакомить учащихся с культурными ценностями Курганской области.
  • Возродить духовно-нравственные ценности.
  • Формировать внутреннюю потребность к самосовершенствованию.
  • Разработать механизм взаимодействия с организациями и службами, заинтересованными в развитии у учащихся духовно-нравственных ценностях.

 

Сроки реализации

3 года

Управление и контроль реализации программы:

Администрация ПУ-19, зам по УВР.

Объемы и источники финансирования программы:

Бюджет училища в пределах сметы

Ожидаемые конечные результаты реализации программы:

Система воспитательной деятельности, включающая в себя:

  • создание научно-методической, организационной и правовой базы с целью внедрения духовно-нравственных норм поведения в социальную практику;
  • программы духовно-нравственного просвещения учащихся;
  • сценарии воспитательных мероприятий, направленных на развитие культуры учащихся;
  • модель диагностики духовно-нравственного развития учащихся;
  • расширение культурного кругозора, развитие культуры этического мышления, способности морального суждения и оценки, умение самостоятельно принимать решение в ситуации нравственного выбора.

Критерии и показатели эффективности реализации программы:

  • Уровень сформированности у учащихся :

-                   иметь верные жизненные ориентиры и нравственные ценности;

-                   уметь осуществлять нравственный выбор и давать правильную моральную оценку;

-                   положительная динамика изменения отношения учащихся к своему самосовершенствованию;

-                   динамика количества учащихся, замеченных в негативных поступках и проступках.

  • Изменения в организации и содержании образовательного процесса:

-                   соблюдение  правил и требований к поведению в  образовательном заведении;

-                   динамика количества педагогов, внедряющих  технологии развития духовно-нравственных качеств в образовательный процесс;

-                   динамика количества и качества программ, направленных на формирование и развитие у учащихся потребности в своем культурном самосовершенствовании.

  • Интерес общественности и профессиональных групп к проблемам и задачам духовно-нравственного развития:

-                   динамика количества субъектов взаимодействия по проблемам формирования потребности у учащихся духовно-нравственных качеств.

 

 

 

 

 

 

ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОГРАММЫ

 

В условиях становления новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, идет активный процесс поиска моделей образования, которые позволят сохранить духовно-нравственные и культурно-исторические традиции отечественного образования и воспитания, сформированные как в дореволюционный, так и в советский, и современный периоды его развития. На сохранение духовно-нравственной компоненты в воспитании подрастающего поколения ориентируют Национальная доктрина образования РФ, Концепция модернизации Российского образования и др.
Современная школа, активно влияя на формирование мировоззрения учащихся, способствует их духовному и нравственному становлению, вносит определённый вклад в решение проблем, связанных с преодолением духовного кризиса в обществе (рост преступности, алкоголизма, наркомании, суицида, беспризорности, оккультизма и т. д.), и воспитанию такого человека, для которого нормы, правила и требования общественной морали выступали бы как его собственные взгляды, убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения, приобретённые в силу внутреннего влечения к добру.

Необходимым моментом в работе по духовно-нравственному воспитанию личности подростка является привлечение к ней родителей, руководителей кружков и секций, педагогов дополнительного образования и  всех заинтересованных лиц. Это позволяет решать проблемы воспитания и   образования наиболее гармонично: не навязывая созданные обществом установки, но включая подростка в круг определённых нравственных ценностей и идеалов. Привлечение к работе с подростками различных людей способствует формированию и развитию отношений с окружающим миром (трудовые отряды, акции милосердия, разновозрастные группы детей во время проектной деятельности). Именно тогда проявляется у учащихся многообразие чувств и суждений, когда расширяется круг их общения с другими людьми, с миром литературы, архитектуры, живописи, истории и искусства.

Русская художественная культура – часть мировой художественной культуры. В течение тысячелетней истории русское  искусство утверждало приоритеты общечеловеческой значимости: милосердие и сострадание, чувство сопричастности судьбам простого народа, высокие духовные истины нераздельности красоты, добра и любви, а также исконно национальные идеалы патриотизма и государственности. Эти основы художественной культуры могут сыграть важную роль в заполнении мировоззренческого «вакуума» в училище, сформировать у подростков нравственные установки.

Таким образом можно сформулировать основную проблему: невозможно сформировать успешного и конкурентоспособного молодого человека без формирования и развития у него духовно-нравственных качеств.

Целью настоящей программы является

Разработка и апробация модели воспитательной деятельности, способствующей формированию и развитию у учащихся духовно-нравственных качеств как необходимом условии успешности и конкурентоспособности современного человека.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

  • Показать русскую художественную культуру как целостность, вобравшую исторический опыт русского народа, его миропонимание и отразившую русский национальный менталитет.
  • Дать представление об истоках и основных этапах исторического развития русской художественной культуры, выявить закономерности ее эволюции в соотнесенности с традициями европейской и мировой культуры..
  • На материале конкретных произведений литературы, живописи, музыки, зодчества, театра и других видов искусства раскрыть особенности художественно-образного мышления великих русских мастеров.
  • Ознакомить учащихся с культурными ценностями Курганской области.
  • Возродить духовно-нравственные ценности.
  • Формировать внутреннюю потребность к самосовершенствованию.

Разработать механизм взаимодействия с организациями и службами, заинтересованными в развитии у учащихся духовно-нравственных ценностях

 

Сроки реализации программы: сентябрь 2011 года – июнь 2014 года.

 

 

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

ПРОГРАММА состоит из пять разделов.

Раздел I «Русская старина» знакомит учащихся с истоками возникновения русской художественной культуры, материал объединен проблемой становления идеалов высокой духовности в искусстве Древней Руси.

Раздел II «Художественный мир русских праздников» дает возможность узнать о русских народных традициях, обычаях, праздниках, обрядах, расширить представление о богатой духовной жизни русского народа в разные периоды своего существования.

Раздел III «Русское народное декоративно-прикладное искусство» раскрывает особенности русского народного декоративно-прикладного творчества, учащиеся знакомятся с различными видами народных ремесел и старинных промыслов.

Раздел IV «Искусство и культура эпохи Просвещения» раскрывает особенности развития традиционных духовно-нравственных проблем в художественной культуре России эпохи Просвещения.

Раздел  V «Искусство и культура XIX – XX вв.» посвящен русской художественной культуре XIX-XX вв., особое внимание в разделе уделено рассмотрению влияния литературы на другие виды искусства, в особенности на становление русской классической музыки.

 

 

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

  • Повышение квалификации инженерно-педагогических работников по вопросам внедрения  технологий развития духовно-нравственных качеств в учебно-воспитательный процесс.
  • Составление и реализация программ просвещения учащихся по проблемам духовно-нравственного развития.
  • Организация досуговых воспитательных мероприятий с участием учащихся, их родителей и жителей села, направленных на формирование и развитие духовно-нравственных качеств.
  • Сотрудничество с организациями и учреждениями, заинтересованными в сохранении духовности, нравственности подрастающего поколения.
  • Контроль за соблюдением  требований к поведению, правилам, предъявляемых к обучающимся.
  • Мониторинг духовно-нравственно развития, самосовершенствования.
  • Организация профилактических мероприятий по предотвращению нравственных поступков и проступков.

 

 

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

I этап  Разработка модели воспитательной деятельности, разработка технологий, мероприятий, сценариев, направленных на формирование и развитие потребности в духовно-нравственном развитии и

 

II этап  Апробация модели воспитательной деятельности, направленной на формирование и развитие потребности в духовно-нравственном развитии и самосовершенствовании

 

III этап  Корректировка модели воспитательной деятельности, направленной на формирование и развитие потребности в духовно-нравственном развитии и самосовершенствовании

 

IV этап Обобщение и распространение положительных результатов реализации программы

 

ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

Система воспитательной деятельности, включающая в себя:

  • создание научно-методической, организационной и правовой базы с целью внедрения духовно-нравственных норм поведения в социальную практику;
  • программы духовно-нравственного просвещения учащихся;
  • сценарии воспитательных мероприятий, направленных на развитие культуры учащихся;
  • модель диагностики духовно-нравственного развития учащихся; расширение культурного кругозора, развитие культуры этического мышления, способности морального суждения и оценки, умение самостоятельно принимать решение в ситуации нравственного выбора.

 

 

 

 

 

 

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ

ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 

 

  • Уровень сформированности у учащихся :

-                   иметь верные жизненные ориентиры и нравственные ценности;

-                   уметь осуществлять нравственный выбор и давать правильную моральную оценку;

-                   положительная динамика изменения отношения учащихся к своему самосовершенствованию;

-                   отрицательная динамика количества учащихся, замеченных в негативных поступках и проступках.

  • Изменения в организации и содержании образовательного процесса:

-                   соблюдение  правил и требований к поведению в  образовательном заведении;

-                   динамика количества педагогов, внедряющих  технологии развития духовно-нравственных качеств в образовательный процесс;

-                   динамика количества и качества программ, направленных на формирование и развитие у учащихся потребности в своем культурном самосовершенствовании.

  • Интерес общественности и профессиональных групп к проблемам и задачам духовно-нравственного развития:

-   динамика количества субъектов взаимодействия по проблемам формирования потребности у учащихся духовно-нравственных качеств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

РАЗДЕЛ I «Русская старина».

«Там русский дух, там Русью пахнет»

Искусство восточных славян. Принятие христианства. Искусство Киевской Руси. Азбука архитектуры. Древнерусское каменное и деревянное зодчество. Основные черты древнерусской архитектуры. Золотое кольцо России. Древние русские монастыри. Искусство . Древнерусская живопись. Русская икона. Великие русские иконописцы. Письменность и книгопечатание. Колокольные звоны – составная часть духовной российской культуры.

 

РАЗДЕЛ II «Художественный мир русских народных праздников»

«Златые страницы календаря»

Русские народные праздники, традиции, обычая, обряды. Понятие  «праздник». Понятие «календарный праздник». Связь календарных народных праздников в Древней Руси со сменой времен года. Самобытность праздников. Русские народные праздники, традиции, обычаи и обряды в наши дни.

 

РАЗДЕЛ III «Русское народное декоративно-прикладное искусство»

«Живое дерево ремесел»

Русские народные промыслы. Виды декоративно-прикладного искусства. Искусство стилизации и манера мастера. Дымковская игрушка, скопинская керамика, хохломская и Городецкая роспись по дереву, роспись по металлу (жостовские подносы), искусство Гжели. Изделия из кости. Тканные изделия из природных материалов. Вологодское кружево. Искусство Палеха (искусство лаковой миниатюры). Загорская и семеновская матрешки.

 

РАЗДЕЛ IV «Искусство и культура эпохи Просвещения».

«Век разума»

Искусство Петровской эпохи. Архитектура, скульптура, живопись. Пригороды Санкт-Петербурга. Петропавловская крепость. Исаакиевский собор. Невский проспект. Русский классицизм в архитектуре: Летний сад, Александро-Невская лавра. Выдающиеся русские портретисты – Рокотов, Никитин, Матвеев, Боровиковский, Левицкий, Аргунов.

 

РАЗДЕЛ V «Искусство и культура XIX – XX вв.»

«Века надежды и пробуждения »

«Золотой век» надежды и пробуждения в русской художественной культуре. Великие русские художники XIX века. Законы « чистого искусства». Художники-передвижники. Великий русский художник В.И.Суриков. Русское музыкальное искусство. «Могучая кучка». История русского театра. Театр Петрушки. Федор Волков – основатель первого русского театра. Крепостной театр. Реформаторы русской сцены – К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко. Великие русские актеры: Мария Ермолова, М. Щепкин, Мочалов, династия Садовских и др. Балет. Примы: Майя Плисецкая, А. Волочкова и др. Опера. Жанровое разнообразие  искусства ХХ века.

 

 

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

занятия

Кол-во

часов

Тема занятия

Место проведения

Ответственный

1

1

Введение.

Цели и задачи  занятий.

Библиотека

Кл.

 руководитель

2

1

Искусство восточных славян.

Кабинет

истории

Преподаватель

истории

3-4

2

Русская старина. Искусство Киевской Руси. Принятие христианства. Азбука архитектуры.

Экскурсия в краеведческий музей г.Курган

Кл.

руководитель,

Зам по УВР

5-6

2

Древнерусское каменное и деревянное зодчество. Основные черты древнерусской архитектуры  IX-XVI вв.

Библиотека

 

Библиотекарь

7-8

2

Древние русские города. Золотое кольцо России.

Кабинет

 истории

Преподаватель

истории

9-10

2

Искусство Кургана. «Город чудный, город древний».

Экскурсия по г. Курган

Кл.

руководитель

11-12

2

Колокольные звоны – составная часть духовной русской культуры.

Библиотека

 

Библиотекарь

13-14

2

«Книга для неграмотных». Русская икона – одна из самых высоких вершин мировой художественной культуры, величайшее духовное достояние русского народа. Древнерусская живопись . Великие русские иконописцы. Художники Древней Руси. Письменность и книгопечатание.

Экскурсия в г.Куртамыш, в церковь Петра и Павла.

Кл.

руководитель,

Зам по УВР

15-16

2

Русские народные традиции, праздники, обычаи и обряды. Этнографическое творчество русского  народа.

Актовый зал

Пед. доп.

образования

17-18

2

«Живое дерево ремесел». Русские народные промыслы. Виды декоративно-прикладного искусства. Искусство стилизации и манера мастера. Дымковская игрушка, скопинская керамика, хохломская и Городецкая роспись по дереву, роспись по металлу (жостовские подносы), искусство Гжели. Изделия из кости. Тканные изделия из природных материалов. Вологодское кружево. Искусство Палеха (искусство лаковой миниатюры). Загорская и семеновская матрешки

Экскурсия в краеведческий музей г. Куртамыш

Кл.

руководитель,

Зам по УВР

19-20

2

Искусство Петровской эпохи. Архитектура, скульптура, живопись. Пригороды Санкт-Петербурга. Петропавловская крепость. Исаакиевский собор. Невский проспект. Русский классицизм в архитектуре: Летний сад, Александро-Невская лавра.

библиотека

Библиотекарь

21-22

2

Выдающиеся русские портретисты XVIII в. – Рокотов, Никитин, Матвеев, Боровиковский, Левицкий, Аргунов.

Станковое искусство. Памятник Петру I- «Медный всадник».

Кабинет

истории

Преподаватель

истории

23-24

2

«Золотой век» надежды и пробуждения в русской художественной культуре. Великие русские художники XIX века. Законы « чистого искусства». Художники-передвижники. Жанровое разнообразие  искусства ХХ века.

Экскурсия в художественный музей г. Курган

Кл.

руководитель,

Зам по УВР

25-26

2

«Мыслю народ как личность».

Великий русский художник Василий Иванович Суриков

библиотека

Библиотекарь

27

1

«Музыка – душа народа». Русское музыкальное искусство.

Актовый зал

Пед. доп.

образования

28

1

«Театр уж полон…» История  русского театра. Театр Петрушки. Федор Волков – основатель первого русского театра. Крепостной театр. Реформаторы русской сцены – К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко. Великие русские актеры: Мария Ермолова, М. Щепкин, Мочалов, династия Садовских и др. Балет. Примы: Майя Плисецкая, А. Волочкова и др. Опера.

Кабинет

истории

Преподаватель

истории

29-30

2

«Путь, длиной в века…»

Заключительное занятие.

Поездка в областной драматический театр

Кл.руководитель

Зам по УВР

Основные умения и навыки обучающихся

 

ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

  1. Основные эпохи в развитии русской художественной культуры.
  2. Основные стили и направления в русской художественной культуре.
  3. Роль древнерусского искусства для современности.
  4. Выдающиеся памятники русского искусства и культуры.
  5. Основные понятия, определения и термины, связанные с русской культурой.
  6. Памятные места  Курганской области.

 

ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

  1. Отличать и анализировать произведения русской культуры.
  2. Дать самостоятельную оценку различным произведениям искусства, характерных для разных эпох и стилей.
  3. Объяснять роль и значение русской культуры для духовного и нравственного развития современного молодого человека.
  4. Пользоваться словарной и справочной литературой по искусству, для своего самосовершенствования.

 

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:

 

  1. Видеофильмы:

-          « История русской письменности»

-          «История государства Российского»

-          «Казанский собор»

-          «Великий храм России» (Храм Христа Спасителя)

-          30 городов России (Альманах кинопутешествий)

-          «Твоих оград узор чугунный» ( Санкт-Петербург)

-          «Заступница земли Русской» (об иконе Казанской Богоматерь)

-          «Исаакиевский собор»

-          «Архитектурные памятники старой Москвы»

-          «Из истории православия»

-          «Русская икона»

-          «Русская церковная старина».

 

-          Видеосерия «Сокровища Московского Кремля» ( 1-3 кассеты.

 

  1. Иллюстративный материал:

-           «Малая Третьяковка» (выпуск 1-4)

-          Альбомы :

-           «Музеи Московского Кремля»

-          «Искусство Петровской эпохи»

-          «Василий Суриков»

-          «В.М.Васнецов»

-          «Богатырь русской живописи» ( об И.Е.Репине)

-          «Русский музей»

-          «Литературные места России»

-          «Храмы России»

 

  1. CD «Искусство»

-          «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»

 

  1. Фонотека:

-          «Колокольные звоны России», классическая музыка, музыкальное сопровождение к занятиям

  1. Схемы, таблицы, карты.

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz