Хлеб и мир - всех наших дел основа.



Целевая воспитательная программа
по профилактике употребления ПАВ
«Не допустить беды!»



предназначена для обучающихся училища
1-3 курсов



Срок реализации программы 3 года

Авторы программы:
А.В. Плюснина – зам. директора по УВР
Г.С. Пономарева – медицинский работник
И.В. Побережная – методист

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы:    Целевая программа по профилактике ПАВ
«Не допустить беды!»

Правовое основание для разработки программы:    1.    Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.
2.    Конвенция о правах ребёнка 1989г.
3.    Семейный кодекс РФ от 29.12.1995г.
4.    Декларация принципов толерантности ООН и ЮНЕСКО 1995г.
5.    Закон РФ «Об образовании»
6.    Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.  1999г. №120.
7.    «Национальная доктрина образования» Правительства РФ от 04.10.2000г
8.    Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ» от 11.07.2005г. №422.
9.    Устав ОУ
Заказчик программы:    Администрация ПУ-19

Разработчик программы:    Заместитель директора по УВР, медицинский работник, методист

Исполнители программы:    Инженерно-педагогический и ученический коллектив профессионального училища

Координатор реализации программы:    Зам. директора по УВР.

Цель программы:    Создание модели первичной профилактики употребления психоактивных веществ, социально и социально-психологической адаптации обучающихся.

Задачи программы:    1.    Повышение уровня профилактической  работы с подростками в ПУ № 19.
2.    Создание воспитательной среды, направленной на творческое саморазвитие и самореализацию личности.
3.    Комплексная профилактическая работа среди обучающихся.
4.    Профилактика  употребления психоактивных  веществ в среде обучающихся
5.    Обеспечение для обучающихся психологической и психотерапевтической помощи.


Сроки реализации     3 года

Управление и контроль реализации программы:    Администрация ПУ-19, зам по УВР.

Объемы и источники финансирования программы:
    Бюджет училища в пределах сметы
    
Критерии и показатели эффективности реализации программы:    1. Снижение числа   обучающихся,  регулярно пропускающих занятия по неуважительным причинам.

2. Снижение числа   обучающихся состоящих на профилактических учётах разного вида.

3. Увеличение количества волонтеров, выбравших направление «Профилактика ПАВ».

Пояснительная записка
Современная система образования  оказывает систематизированное и последовательное влияние на формирование личности подростков. В процессе воспитания происходит передача культурных и нравственных ценностей, накопленных человечеством за многотысячную историю, а также закладываются основы мировоззрения растущего человека, происходит его социализация. Решая, как воспитывать подрастающее поколение, общество одновременно решает, каким оно будет завтра. Это возлагает на педагогических работников большую ответственность. Особенно мы осознаём такую ответственность, когда говорим о воспитании у подрастающего поколения потребности вести здоровый образ жизни, получать достаточный  уровень образования и искать своё место в будущем.
Ежегодный мониторинг и анализ социального состава семей обучающихся позволяет утверждать, что образовательный уровень родителей низкий. Контингент воспитанников из малообеспеченных,  неблагополучных, неполных семей. Учитывая это, можно предположить, что дома детей не достаточно настраивают на получение качественного образования для достижения достойного материального и духовного уровня жизни в будущем.  Социальное неблагополучие многих семей не позволяет уделять больше времени и сил воспитанию детей.
Принимая выше перечисленные факты во внимание, училище старается максимально привлечь родителей к реализации данной профилактической программы, как заинтересованных лиц  в получении положительных результатов воспитания.
Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии общества, мы понимаем, что живем в сложный переходный период нашего государства, и именно молодое поколение находится в очень трудной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль. Особенно дети и подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от возможных негативных последствий. Это способствует поиску средств, помогающих уходить от тягостных переживаний. В данной ситуации на первое место вышла алкоголизация  подростков, позволяющая спрятаться от действительности, различные виды злоупотреблений психоактивных  веществ, повышение количества правонарушений, вследствие бесконтрольности  детей со стороны родителей.  
Анализ предыдущего периода работы училища выявил, что в "группу риска" попадают обучающиеся из-за дисгармоничных отношений в некоторых семьях, неблагополучных ситуаций в коллективе сверстников, вследствие возрастных психо-эмоциональных особенностей, отсутствия свойства толерантности, средовой адаптации обучающихся.
В реализации данной программы обучающийся  является не только объектом педагогического и профилактического воздействия, но и её активным участником.
Перед образовательным учреждением  стоит множество целей и задач, связанных с организацией и совершенствованием воспитательного процесса. Основными  направлениями, требующими  повышенного внимания со стороны воспитательной системы является: формирование социально-активной личности, культуры здорового образа жизни, активное вовлечение семьи в процесс воспитания, обеспечение деятельности объединений и кружков по интересам, формирование толерантности, сопротивление вредным, асоциальным привычкам.
Принимая во внимание выше изложенное и то, что воспитанник  в виду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и защите, мы подошли к необходимости введения в воспитательный процесс данной программы.
Под профилактикой подразумевают научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение физических и социокультурных коллизий  у отдельных подростков группы риска, сохранение поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей.
Поэтому программа составлена на следующих научных и методологических  принципах реализации:
Дифференцированность: учёт возрастных особенностей и специфики работы с детьми группы риска.
Аксиологичность: формирование у подростков мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, уважении к человеку и т.д., которые являются регуляторами их поведения, что является одним из основных морально-эстетических барьеров формирования асоциальных форм поведения.
Многоаспектность: сочетание различных направлений целевой профилактической работы, где ведущими аспектами такой деятельности  являются образовательный, воспитательный, социальный, психологический.
Последовательность (этапность).
Преемственность.
Законность: первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребёнка в области безопасности, здоровья и законодательства.
Партнерство: консолидация возможностей социальных групп, общественных и межведомственных организаций.
Целостность: единство стратегии скоординированного развития всех частей программы, что может быть достигнуто на основе баланса интересов участников программы.
Саморазвитие: уровень самодостаточности программы, наличие внутренних источников совершенствования, способных адаптировать ее к изменениям в обществе.
Профилактическая программа  включает основных ее участников и включает следующие разделы:
        - работа с учащимися;
        - взаимодействие с родительской общественностью;
        - работа с педагогами;
        - сотрудничество с межведомственными и общественными организациями.
Для достижения положительного результата действия программы педколлектив использует следующие технологии: личностно-ориентированные, групповые, коллективные, коррекционные, интегративные, интерактивные.
Данные технологии реализуются в  диспутах, лекциях, семинарах, тренингах круглых столах, педсоветах,  конференциях, экскурсиях, играх, конкурсах, олимпиадах, беседах, коллективных творческих дел, соревнованиях и других форма работы.
Училище  имеет глубокие традиции, передающиеся от одного поколения учеников и учителей к другому, опыт сотрудничества с общественными и межведомственными организациями, что создает благоприятные условия для успешного выполнения программы.
2.    Цель и задачи программы.

Цель программы:   Создание модели первичной профилактики употребления психоактивных веществ, социально и социально-психологической адаптации обучающихся.

Задачи программы:
1.     Осуществлять мероприятия по профилактике ПАВ, формированию здорового образа жизни.
2.    Формировать у учащихся устойчивого отрицательного отношения к "первой пробе" ПАВ.
4.    Разработать эффективные механизмы совместной деятельности участников воспитательной системы училища:  родительской общественности, ученического соуправления и педагогического коллектива.
5.    Формировать морально-волевые качества обучающихся.
6.     Создать условия для доверительного общения, восприятия информации о негативном влиянии ПАВ на организм человека.
8.    Научить учащихся делать осознанный выбор в любой жизненной ситуации и решать возникшие проблемы самостоятельно.
9.    Оказать педагогам и родителям помощь в приобретении специальных знаний и навыков, а также давать социальную и психологическую поддержку семьям.
10.    Обучать детей  эффективным методам поведения в нестандартной ситуации, формировать стрессоустойчивую личность, способную строить свою жизнь в соответствии с нравственными принципами общества.



3. Предполагаемый результат.
Ожидаемые конечные результаты программы
Положительные    Отрицательные

·    Создание системы профилактической работы в училище.

·    Разработка эффективных механизмов совместной деятельности участников воспитательной системы училища: родительской общественности, педагогического коллектива, ученического соуправления.

·    Повышение медико-психологической компетентности педагогического коллектива.

·    Снижение факторов риска потребления ПАВ в подростковой среде.

·    Уменьшение числа подростков и детей «группы – риска» по употреблению ПАВ.

·    Создание здоровой и безопасной среды в училище.

·    Увеличение волонтеров, выбравших направление «Профилактика ПАВ».    

·    Нежелание отдельных подростков активно участвовать в различных мероприятиях

 


Компенсаторные меры:

 

·    Индивидуальные беседы;

·    Беседы с психологом;

·    Беседы с родителями.


4. Содержание программы.
Программа профилактической работы

Ключевые компоненты
    Формы работы    Сроки
    Ответственные

1.    Изучение и диагностическая работа с обучающимися и их семьями.

Целенаправленная работа
по диагностике детей, поступивших на 1 курс.    
Изучение документов, личных дел, беседы с родителями и обучающимися.    
июнь, сентябрь-октябрь    
Зам.  по УВР, классные руководители

2. Изучение обучающихся  и составление социального паспорта семьи с целью пролонгированной работы.     
Сбор материалов, выявление первоочередных задач воспитания и обучения, наблюдение, тестирование.    
сентябрь-октябрь    
Классные руководители

3. Адаптация обучающихся 1 курса.

    
Индивидуальные беседы с обучающимися, их родителями, приобщение   к творческим делам, запись в кружки и секции, т.е. формирование коллектива, проведение педсоветов.
    
сентябрь-
декабрь    
зам.  по УВР,
кл. руководители, воспитатели

4. Изучение личности каждого первокурсника  и выявление среди них обучающихся, требующих особого внимания педагогического коллектива училища.    
Коллективные и групповые мероприятия, родительские собрания, малые педсоветы.    
в течение учебного года      
Классные руководители,
воспитатели

5.Установление неуспешности обучающихся
 в различных
 видах деятельности.    
Тестирование, анкетирование, наблюдения, беседы.    
в течение учебного года     
Зам.по УВР

2. Профилактическая работа с обучающимися .

1. Коррекционная работа с «группой риска».    
Организация
 свободного времени, отдыха в каникулы, специальные формы поощрения и наказания, раскрытие потенциала личности ребенка в ходе бесед,  участия в КТД.    
в течение учебного года    
Классные руководители.



2. Работа по формированию потребности вести здоровый образ жизни.    
Классные часы, лекции, спортивные секции и соревнования,  экскурсии, проведение дней Здоровья, организация активного общественно-полезного зимнего и летнего отдыха.    
в течение учебного года    
Зам. по УВР, классные руководители, воспитатели.

3.Профилактическая  работа с обучающимися с целью поиска своего места в жизни и смысла жизни.    
Круглые столы, проектная деятельность, кружки, конференции, предметные олимпиады, интеллектуальные марафоны,  конкурсы, презентации, встречи с интересными людьми.    
в течение учебного года    
Зам.  по УВР,
кл. руководители,
воспитатели,
библиотекарь

4. Правовое воспитание обучающихся.    
Классные часы, лекции, беседы с представителями межведомственных и общественных организаций, конференции, уроки обществознания, работа по целевым воспитательным программам, оформление информационных стендов.    
в течение учебного года    
Зам.  по УВР,
кл. руководители,
воспитатели,
библиотекарь
пед.коллектив

5. Просветительская работа среди обучающихся о негативном влиянии ПАВ, табакокурения на организм человека.    
Лекции, беседы в малых группах  и индивидуальные.    
в течение учебного года     
Зам.  по УВР,
кл. руководители,
воспитатели,
библиотекарь,
мед. работник


3. Медико-психологическое и правовое просвещение педагогических работников.

Учебно-просветительская работа среди преподавателей, классных руководителей в области негативного влияния ПАВ, табакокурения на организм человека, психологической и правовой помощи подростку.    
Лектории, семинары, малые педсоветы, психолого-педагогические консилиумы.
Посещение курсовых мероприятий при ИРОСТ.    
в течение учебного года     
Администрация  при сотрудничестве с межведомственными государственными и общественными организациями.

4. Работа с родительской общественностью

1.Выявление семей, нуждающихся в психологической и социальной поддержке.
    
Анкетирование, тестирование, наблюдение, родительские дни, беседы.
    
в течение учебного года      
Зам. по УВР, кл. руководители

2. Учебно-просветительская деятельность среди родителей.    
Лекции, семинары, род. собрания, беседы.     
в течение учебного года    
Администрация

5. Подведение итогов

Подведение итогов профилактической работы всего педагогического коллектива, рассмотрение предложений, рекомендаций по данной проблеме.    
Круглый стол, конференция, семинар, педсовет.    
июнь    
Администрация

Перспективы развития профилактической программы
Воспитательная и профилактическая программа  находится в состоянии постоянного совершенствования. Её открытость свидетельствует о постоянной готовности ответить на любое событие в жизни образовательного учреждения, запросы, предъявляемые к системе образования государством и обществом. В связи с этим приоритетами работы будут:
по взаимодействию с обучающимися:

·    повышение социальной активности обучающихся через интеграцию учебного и      воспитательного процессов, широкое внедрение современных технологий в работу училища;

·    создание единой информационной базы об обучающихся и их семьях;

·    создание адаптивной воспитательной среды для разных категорий обучающихся

·    усиление взаимодействия по профилактической и воспитательной работе с государственными и общественными организациями.

по кадровому составу:

·    эффективное использование областной системы повышения квалификации педагогических, административных кадров;

·    повышение качества работы методического объединения по воспитательной работе в ходе обсуждения разных проблем в профилактической работе;

·    отработка новых моделей здоровье сберегающих технологий;

·      изучение, обобщение и внедрение методов  работы опытных педагогов;

·      унификация документооборота по воспитательной и профилактической работе на основе федеральных, областных законов и программ.

по работе с родительской общественностью:

·    систематическое проведение психолого-педагогического лектория для родителей  с привлечением соответствующих специалистов в этой области;

·    организация единого непрерывного педагогического взаимодействия родитель-ученик-учитель.

5. Механизм реализации программы
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПАВ

№    Содержание деятельности    Дата    Ответственные
СЕНТЯБРЬ
1    Посещение учащихся на дому руководителями групп с целью выявления жилищно-бытовых условий учащихся    В теч. месяца    Руководители групп
2    Родительские собрания с беседой на тему: «Ни грамма алкоголя подростка в семье»    Сентябрь    Классные руководители
3    Рейд «Подросток»    19.09    Зам. по УВР
4    Составление списка учащихся групп «риска» и постановка их на внутриучилищный контроль, а также учащихся, состоящих на учете в ИДН    В течение месяца    Зам. по УВР
5    Составление списка индивидуального учета трудных подростков и их семей    с 04. по 18.09    Классные руководители
6    Выявление неблагополучных, неполных, малообеспеченых семей, детей, находящихся под опекой, в приемных семьях    В течение месяца    Зам. по УВР
7    Заседание МО по воспитательной работе    29.09.    Зам. по УВР
8    Заседание Совета профилактики    30.09    Директор
ОКТЯБРЬ
1    Проверка жилищно-бытовых условий и беседа с родителями учащихся, склонных к правонарушениям    В течение месяца    Руководители групп
2    Встреча учащихся, состоящих на внутриучилищном учете с участковым инспектором    По плану работы    Зам. по УВР
3    Индивидуальная работа с учащимися группы «риска»     В течение месяца    Зам. по УВР
4    Классные часы в группах о вреде курения подростков.
Новое в законодательстве по вопросу курения курительных смесей, кальянов, использования символики наркотиков.    07.10     Классные руководители
5    Заседание МО по воспитательной работе    28.10.    Зам. по УВР
6    Заседание Совета профилактики    29.10    Директор
НОЯБРЬ
1    Тематическое общеучилищное родительское собрание по проблемам подростковой преступности, пьянства и наркомании.    По плану    Директор,
Зам. по УВР
2    Продолжение вовлечения учащихся групп «риска» в кружки и спортивные секции    В течение месяца    Классные руководители, физрук
3    Рейд «Подросток»    21.11    Зам. по УВР
4    Заседание МО по воспитательной работе    26.11    Зам. по УВР
5    Заседание Совета профилактики    30.11    Директор
ДЕКАБРЬ
1    Контроль и выявление в училище подростков, склонных к токсикомании и наркомании    В течение месяца    Медицинский работник, воспитатели
2    Рейд «Подросток»    18.12    Зам. по УВР
3    День борьбы со СПИДом (общеучилищная линейка)    01.12    Медицинский работник
4    Заседание МО по воспитательной работе    23.12    Зам. по УВР
5    Заседание Совета профилактики    24.12    Директор

ЯНВАРЬ
1    Тематические классные часы «В здоровом теле – здоровый дух»    20.01    Классные руководители
2    Рейд «Подросток»    22.01    Зам. по УВР
3    Собрание в группах, по итогам 1 полугодия    По графику    Администрация
4    Заседание МО по воспитательной работе    27.01    Зам. по УВР
5    Заседание Совета профилактики    28.01    Директор
ФЕВРАЛЬ
1    Встреча с участковым инспектором    10.02    Зам. по УВР
2    Правовая игра «Последствия употребления ПАВ»    17.02    Библиотекарь
3    Рейд «Подросток»    20.02    Руководители групп
4    Заседание МО по воспитательной работе    24.02    Зам. по УВР
5    Заседание Совета профилактики    25.02    Директор
МАРТ
1    Рейд «Подросток»    20.03    Зам. по УВР
2    Круглый стол «Будущее подростков группы «риска» (выпускников)»     24.03    Зам. по УПР
3    Заседание МО по воспитательной работе    24.03    Зам. по УВР
4    Заседание Совета профилактики    31.03    Директор
АПРЕЛЬ
1    Круглый стол «Наркотики – медленная смерть»    06.04    Воспитатели
2    Рейд «Подросток»    24.04    Зам. по УВР
3    Конкурс рисунков «Вредные привычки»    4-11.04    Воспитатели
4    Заседание МО по воспитательной работе    28.04    Зам. по УВР
5    Заседание Совета профилактики    29.04    Директор
МАЙ
1    Рейд «Подросток»    22.05    Зам. по УВР
2    Классный час «Лето – пора свободы?»
«Как не попасть в дурную компанию?»
«Чем я буду заниматься в свободное время?»
«Как не попасть в  беду?»    26.05    Классные руководители
3    Заседание МО по воспитательной работе    26.05    Зам. по УВР
4    Заседание Совета профилактики    27.05    Директор
ИЮНЬ
1    Анкетирование «Где и как я проведу  лето»    08.06    Классные
руководители
2    Организация работы ЛТО.    По плану    Зам. по УВР
3    Заседание МО по воспитательной работе
Итоги работы за уч. год, задачи на новый    23.06    Зам. по УВР
4    Заседание Совета профилактики
Итоги работы за уч. год, задачи на новый    24.06    Директор

6. Нормативно – правовая база.
1.    Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.
2.    Конвенция о правах ребёнка 1989г.
3.    Семейный кодекс РФ от 29.12.1995г.
4.    Декларация принципов толерантности ООН и ЮНЕСКО 1995г.
5.    Закон РФ «Об образовании»
6.    Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.  1999г. №120.
7.    «Национальная доктрина образования» Правительства РФ от 04.10.2000г
8.    Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ» от 11.07.2005г. №422.
9.    Устав ГБОУ НПО ПУ № 19.  

7. Литература
Анисимов Л. Профилактика пьянства и наркомании среди молодежи. М.: Юридическая литература.1988г.
Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога.- М., Издательство центр «Академия»,2001.-160с.
Гайнер М.Л. Старшеклассники о праве.- М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997.-72с.
Краковский К., Романенко Н. Паспорт молодого гражданина. Издательство «Дизайн –Арт», Ростов.,1996.-97с.
Осипова Е.Ю. Информационно-методический вестник. Практическая психология образования Чувашии. Чебоксары.,2006.
Смирнов В. Наркомания-знак беды. М.: Знание.2000г.
   Т.Г Кобякова, О.А Смердов «Теория и практика организации подростковой добровольческой службы по первичной профилактике нарко и алкогольной зависимости.»
   С.Б Белогуров «Популярно о наркомании и наркотиках.»
  В.В Дунаевский В.Д Стяжкин «Наркомании и Токсикомании.»
  Тимоти Димофф Стив Карпер «Как уберечь детей от наркотиков».

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz