Хлеб и мир - всех наших дел основа.

 

 

 

 

Целевая воспитательная программа

по воспитанию профессиональных качеств

 

 

 

 

«Профессионал»

 

предназначена для обучающихся училища

1-3 курсов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Срок реализации программы 3 года

 

Авторы программы:

А.В. Плюснина – зам. директора по УВР

С.А. Козлов – зам. директора по УПР

 

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

 

Наименование программы:

Целевая программа воспитательной деятельности «Професссионал»

 

Правовое основание для разработки программы:

 

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Федеральный закон «Об образовании».
  3. Национальная доктрина образования на период до 2025 года (от 14 января 2000 года).
  4. Концепция стратегии развития системы образования Курганской области до 2020 года.

 

Заказчик программы:

Администрация ПУ-19

 

Разработчик программы:

Заместитель директора по УВР, Зам. по УПР

 

Исполнители программы:

Инженерно-педагогический и ученический коллектив профессионального училища

 

Координатор реализации программы:

Зам. директора по УВР, Зам. по УПР

Цель программы:

1. Создание условий для формирования профессиональных и личностных        качеств будущего специалиста, способного к успешной адаптации в современных условиях.

 

2. Привитие у обучающихся интереса к своей профессии, и приучение их к постоянной работе над повышением своей квалификации.

 

Задачи программы:

1. Подготовить специалистов, имеющих знания, умения и навыки, для успешной адаптации на рынке труда.

2.  Показать  обучающимся почему необходимо получать непрерывное образование - продолжать обучение и переобучение, позволяющие быстро реагировать на динамично развивающуюся экономику и изменения конъюнктуры рынка труда.

3. Сформировать профессиональную направленность у студентов.

4.  Обучить  навыкам планирования профессиональной карьеры. 

 

Сроки реализации

3 года

 

Управление и контроль реализации программы:

 

Администрация ПУ-19

 

Объемы и источники финансирования программы:

 

 

Бюджет училища в пределах сметы

 

Ожидаемые конечные результаты реализации программы:

 

 

Подготовка выпускников – специалистов с осознанным выбором профессии, любовью к выбранной профессии и уважением к людям труда.

 

Критерии и показатели эффективности реализации программы:

-                   сформированность у обучающихся гражданской позиции, трудолюбия, ответственности, самостоятельности и творческой активности в полученной  профессии;

-                   привитие любви и интереса к выбранной профессии;

-                   сформированность у выпускников профессиональной направленности;

-                   100 % трудоустройство выпускников.

 

 

 

 

  1. 1.    Пояснительная записка

 

Цель профессионального образования – научить человека профессии. Профессия это не только возможность занятости, но и творческая, всесторонняя реализация личности. Отсюда вытекает, что цель профессионального образования – помочь человеку осознать правильность выбранной профессии в соответствие с его склонностями и возможностями, воспитать профессионала, способного приносить пользу обществу.

Постоянно отмечается растущая потребность общества в эффективно работаю­щем специалисте, который творчески реализует свой профессиональный и личностный по­тенциал. Для выпуска компетентных специалистов преподава­тели  должны обращать внимание не только на получение зна­ний, умений и навыков по специальности, но и на развитие профессиональных и лич­ностных качеств специалиста. Изменения в характере и целях обучения, происходящие в последнее время, смена принципов образования определяют необходимость создания определенных условий для развития инициативности, самостоятельности и, самое главное, интереса к профессии.

В последнее время большинство обучающихся, поступив в училище, еще не определились окончательно с выбором будущей профессии. У многих недостаточно развит интерес к профессии, что снижает качество получаемого образования. А в результате выпускниками становятся не вполне компетентные спе­циалисты, будущие повара, кондитеры, водители, механизаторы..

Развитие у обучающихся интереса к будущей профессиональной деятельности, по нашему мнению, обеспечивает формирование необходимых профессиональных ка­честв, поскольку интерес к профессиональной деятельности является феноменом, тес­нейшим образом связанным со всеми компонентами структуры личности – потребно­стями, мотивами, установками, ценностными ориентациями.

Под интересом к профессии   понимают эмоционально выраженную по­знавательную направленность личности на овладение профессиональной деятельностью, реализацию своих склонностей, способностей, профессиональных убеждений.

Сформированность профессионального интереса способствует положительному отношению обучающихся к выбранной специальности, постепенному и безболезненному включению их в самостоятельную учебную деятельность. Заинтересованность в своем труде – это важное условие для развития профессиональных способностей. Если обучающийся  выбрал профессию, полюбил ее, то, безусловно, будет стремиться приобретать и развивать свои знания, совершенствовать умения и навыки в этой области, а в даль­нейшем попытается реализовать их в своей работе. Выпускник , пришедший на работу  без любви к своей профессии, превращается в посредственного работника. Единственная цель его деятельности – отработать норму времени и получить продукцию.  Поэтому профессиональный интерес можно рассматривать как нравственное свойство личности обучающегося, наличие которого способствует формированию и развитию профес­сионально-ценностных ориентаций.

Основной путь формирования профессионального интереса у обучающихся , разви­тия потребностей в приобретении знаний, выработки умений и навыков – максималь­ное приближение учебного процесса к практике.

Исходный уровень интереса к выбранной профессии определяется на I курсе. На этом этапе важно вызвать и закрепить положительное эмоциональное отношение к вы­бранной профессии, пробудить непроизвольное внимание к ней, сформировать в мотивационной сфере профессионально значимые мотивы. Для этого педагогу необхо­димо провести комплекс исследовательской работы и постановки целей и задач управ­ленческой деятельности.

Формирование профессионального интереса осуществляется поэтапно, усложняясь от курса к курсу, от простого любопытства к осознанию соци­альной значимости выбранной профессии.

Профессиональное образование ориентируется на профессиональный идеал как стратегическую цель и идеальный конечный результат. Под профессиональным идеалом в широком смысле слова понимается образ востребованного на рынке труда компетентного, морально и материально самодостаточного специалиста-профессионала; образ успешной профессиональной карьеры; высшая ценностная профессиональная цель; в узком педагогическом смысле профессиональный идеал – это модель специалиста, идеальная конечная цель профессионального образования; один из критериев качества профессионального образования и воспитания. В субъективно-личностном смысле профессиональный идеал – это образ идеального, т. е. компетентного, конкурентоспособного, высоко оплачиваемого специалиста-профессионала; это желанная профессиональная цель, связанная с уровнем профессиональных притязаний личности.

Формировать профессиональную направленность у обучающихся - это значит укреплять у них положительное отношение к будущей профессии, интерес, склонности и способности к ней, стремление совершенствовать свою квалификацию после окончания училища, удовлетворять свои основные материальные и духовные потребности, постоянно занимаясь избранным видом профессионального труда, развивать идеалы, взгляды, убеждения, престиж профессии в собственных глазах будущего специалиста.

 

  1. 2.     Цель и задачи программы.

Цель: создание условий для формирования профессиональной компетентности будущего специалиста

Задачи:

  • формирование профессиональных знаний, умений и навыков становления специалиста;
  • формирование личностных качеств, способствующих успешной адаптации в условиях рыночной экономики;
  • развитие интереса к специальности, любви к избранной профессии;                                       
  • углубление и расширение знаний обучающихся об особенностях, тонкостях профессии;
    • воспитание чувство моральной ответственности за результаты будущей профессиональной деятельности;
    • обучение навыкам планирования профессиональной карьеры.     

 

 

3. Предполагаемый результат.

 

В результате реализации программы ожидается

-                   сформированность у обучающихся гражданской позиции, трудолюбия, ответственности, самостоятельности и творческой активности в полученной  профессии;

-                   привитие любви и интереса к выбранной профессии;

-                   сформированность у выпускников профессиональной направленности;

-        100 % трудоустройство выпускников. 

 

Критерии эффективности

Показатели

Методики изучения

Сформированность познавательных и профессиональных компетенций личности.

1.Потребность и способность к самообразованию

2. Познавательная активность студентов.

-% участия в областных конкурсах профмастерства;

-% трудоустройства выпускников;

-% призовых мест, результативность участия в интеллектуальных и творческих конкурсах и соревнованиях профессиональной направленности

Статистический анализ текущей и итоговой аттестации

Методики изучения познавательных процессов личности студента

Педагогическое наблюдение

Анализ работы факультативов

Самооценка

Социометрия

 

Сформированность нравственного потенциала личности студентов

1.Нравственная направленность личности:

-повышение уровня воспитанности.

2. Сформированность отношений студентов к самому себе, профессии.

Осознанное отношение к выбору профессии;

Личная профессиональная перспектива

Метод педагогического наблюдения

Сформированность профессиональной компетентности и коммуникативного потенциала личности студента, его конкурентно способности и мобильности.

Коммуникабельность:

- повышение уровня развития коммуникативных навык,

- отсутствие конфликтных ситуаций,

- сформированность коммуникативной культуры

 

Методика выявления коммуникативных навыков студентов.

Педагогическое наблюдение

 

 

 

  

 

 

 

4. Содержание программы.

 

  1. 1.      Организация образовательного процесса

 

Направления работы:

  1. Создание условий для профессионального становления обучающихся.
  2. Учет индивидуальных особенностей обучающихся.
  3. Включение в учебный план  факультативов «Твоя профессиональная карьера», «Человек на рынке труда».
  4. Проведение кружков профессиональной направленности.

 

2. Организация воспитательной работы, направленной на формирование профессионала

Направления работы:

  1. Создание условий для формирования инициативности, самостоятельности, толерантности.
  2. Проведение конкурсов, мероприятий профессиональной направленности.
  3. Реализация социально-значимых проектов.

 

3. Организация методической работы, направленной на формирование профессионала

   Направления работы:

  1. Повышение квалификации преподавателей, через участия в конференциях, семинарах, курсах повышения квалификации.
  2. Организация исследовательской работы студентов и преподавателей по заявленной проблеме.
  3. Организация участия преподавателей и студентов в научно-практических конференциях различного уровня.

 

Календарный план мероприятий по формированию

профессиональных качеств на 2011 -2012 уч. год

 

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Выбор актива групп, планирование воспитательной работы.

сентябрь

кл. руководители

матера п/о

 

2.

Посвящение «Я стал кадетом!» Торжественное мероприятие в ДК с. Советское

сентябрь

Зам. по УВР

3.

Экскурсия на предприятия (ОПК).

сентябрь

Зам. по УПР

4.

Клуб интересных встреч с ветеранами  труда «Самая важная профессия на земле!»

октябрь

библиотекарь

 

5

Конкурс презентаций «Моя будущая профессия – самая интересная»

ноябрь

преподаватель

информатики

6.

Классный час «Профи своего дела».

декабрь

кл. руководители

7.

Клуб интересных встреч с выпускниками училища, добившихся высоких результатов в труде.

декабрь

библиотекарь

8.

Театрализованное  представление

«Крещение», «Масленница»

Январь,

март

Зам. по УВР

9.

Конкурс профессионального мастерства «Лучший по профессии» с приглашением ПУ № 20, ПУ № 21.

 

март

Зам. по УПР

10.

Встреча с представителями ЦЗН «Ярмарка учебных мест».

 

ноябрь,

март

Зам. по УВР

11.

Выпуск стенгазет «Моя профессия»

март

Кл. руководители

12.

Конкурс бизнес-проектов «Мое будущее дело»

апрель

методист

13.

Просмотр и  обсуждение видео фильмов

В течение года

Воспитатели

14.

Занятие в кружках профнаправленности «Инновации в оформлении»

В течение года

Руководитель кружка


 

5. Механизм реализации программы

 

Механизм реализации программы «Профессионал» включает использование комплекса организованных, педагогических и экономических мер, предусматривающих:

  • совершенствование нормативно-правовой базы училища с целью обеспечения оптимальных условий для реализации вышеназванных целей и задач;
  • активное привлечение общественности к решению вопросов профессионального воспитания;
  • механизм реализации программы предусматривает ежегодный анализ результатов проведенной работы.

Управление программой «Профессионал» осуществляет администрация колледжа.

Ежегодно по итогам программы готовится информационная справка , рассматриваемая на педагогическом совете.

 

 

6. Нормативно – правовая база.

 

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Федеральный закон «Об образовании».
  3. Национальная доктрина образования на период до 2025 года (от 14 января 2000 года);
  4. Программа развития системы непрерывного педагогического образования в Российской Федерации на 2001 – 2010 годы (от 23 января 2001 года);
  5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года;
  6. Целевая программа Курганской области «Развитие образования в 2005-2007 годах» (от 28 сентября 2004 года);
  7. Концепция развития системы образования Курганской области на период до 2010 года;
  8. Концепция стратегии развития системы образования Курганской области до 2020 года;
  9. Целевая программа Курганской области «Молодежь Зауралья 2007 (от 2006 года);

10.  Целевая Программа Курганской области «Развитие образования и реализация государственной молодежной политики в Курганской области в 2008-2010 годах»;

11.  Концепция «О повышении социальной роли учреждений начального и среднего профессионального образования Курганской области»;

12.  Областные социальные проекты в сфере образования Курганской области (2005 год).

 

 

7. Литература

 

  1. Организационно-педагогические условия реализации личностно-оирентированного образования в ПУ. Под. ред. Л.П.Бобковой, Л.С.Зауэр, Курган, 2002г.

 

  1. Воспитательная работа с учащимися в современных условиях. Курган,1994 г

 

  1. Бадьина, Н.П. Активизация процесса профессионального самоопределения обучающихся средствами социально - психологического тренинга: Методические рекомендации для педагогов, психологов / Сост. Н.П. Бадьина, СВ. Ефимова. - ИПКиПРО Курганской области. - Курган, 2005.

 

  1. Щуркова, Н. И. Способы приобретения уверенности в себе / Н.И. Щуркова // Воспитание школьников. – 2008.- № 12.

 

  1. Пономарева С.М. Первая ступень карьерной лестницы: Пособие для молодых специалистов, выпускников заведений профессионального образования, - Департамент Федеральной гос. службы занятости населения по Курганской области, - Курган: Курганский межрегионный центр  занятости населения, - 2004 г., - 44 с.

 

  1. 11.Рыкова Е.А. Технология поиска работы: Учебное пособие для учащихся учреждений НПО и общеобразовательных школ, - М.: Профобриздат, 2001 г., - 96 с.

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz