Хлеб и мир - всех наших дел основа.

Всего в училище действует 12 программ:

1. «Зеленый мир вокруг нас» (экологическое воспитание).

2. «В гармонии с миром» (толерантное  воспитание).

3. «ЗОЖ» (здоровьесбережение).

4. «Я – гражданин» (гражданско – правовое воспитание).

5. «Закон и порядок» (профилактика  правонарушений и безнадзорности ).

6. «Сыны Отечества» (военно-патриотическое воспитание).

7. «Духовные ценности русского народа» (духовно-нравственное воспитание).

8. «Я выбираю жизнь» (профилактика суицидального поведения).

9. «Профилактика употребления ПАВ и ВИЧ-инфекции» (профилактика употребления ПАВ) – факультатив в учебном плане.

10. «Профессионал» - подготовка выпускников – специалистов с осознанным выбором профессии, любовью к выбранной профессии и уважением к людям труда

11.  «Я уважаю закон!» - правовое воспитание, повышение правовой культуры.

12. «Не допустить беды!» - профилактика употребления ПАВ.

Главное управление образования Курганской области

Государственное образовательное учреждение

начального профессионального образования

«Профессиональное училище № 19»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Целевая воспитательная программа

для обучающихся ГОУ НПО

«Профессиональное училище № 19»

 

 

 

 

 

 

 

с. Советское, 2011

Согласовано:                                                                      Утверждаю:

Заседание педсовета                                                          директор ГОУ НПО  ПУ № 19

«____» _________ 2011 г                                                  Дернов А.Е. _______________

Протокол № __                                                                  «____» _____________ 2011 г.

 

 

 

 

 

 

 

Целевая воспитательная программа

по формированию правового сознания и культуры

 

 

 

 

«Закон и порядок»

 

предназначена для обучающихся училища

1-3 курсов

 

 

 

 

 

 

Срок реализации программы 3 года

 

Авторы программы:

А.В. Плюснина – зам. директора по УВР

Т.В. Никиташина – преподаватель истории

Н.А. Стою – библиотекарь

 

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

 

Наименование программы:

Целевая воспитательная программа по формированию правового самосознания и правовой культуры у обучающихся ГОУ НПО ПУ № 19.

 

Правовое основание для разработки программы:

  • Закон РФ "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 17.06.2011)
  • Конституция Российской Федерации, принята 12.12.1993 г.
    (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) «Права и свободы человека и гражданина»
  • Концепция модернизации Российского образования на 2006-2010гг.
  • «Концепция национальной безопасности Российской Федерации» (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300) (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24)
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 04.06.2011) Административные правонарушения, посягающие на права граждан.
  • Семейный кодекс РФ (СК РФ) от 29.12.1995 N 223-ФЗ. (в ред. от 04.05.2011) Права несовершеннолетних детей.
  • Приказ Министра образования  РФ от 17.12.1999г. за №1226 «Об утверждении Плана мероприятий Министерства образования РФ по выполнению Федеральной целевой программы». Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиков и их незаконному обороту на 2010-2013гг».

 

Заказчик программы:

Администрация ГОУ НПО  ПУ № 19

 

Разработчики программы:

Заместитель директора по УВР, библиотекарь, преподаватель истории и обществознания

 

Исполнители программы:

Инженерно-педагогический и ученический коллектив профессионального училища № 19

 

Координатор реализации программы:

Зам. директора по УВР.

Цели программы:

Совершенствование правовой культуры и правосознания обучающихся ГОУ НПО ПУ № 19.

 

Задачи программы:

  • привитие обучающимся осознанного стремления к правомерному поведению,
  • правовое информирование,
  • правовое обучение,
  • вовлечение личности в деятельность государства – т.е. фактически применение полученных знаний на практике.

 

Сроки реализации

3 года

 

Управление и контроль реализации программы:

 

 

Администрация ПУ-19, зам по УВР.

Объемы и источники финансирования программы:

 

Бюджет училища в пределах сметы

 

Ожидаемые конечные результаты реализации программы:

Реализация программы обеспечит:

  • снижение поведенческих рисков, представляющих опасность гражданскому обществу;
  • сформированность уважения к закону через освоение общечеловеческих ценностей;
  • формирование личности гражданина и патриота с присущими ему ценностями, мотивами деятельности и поведения;
  • снижение правового нигилизма в студенческой среде ;
  • совершенствование системы правового воспитания.

Критерии и показатели эффективности реализации программы:

  •  повышение уровня правовых знаний обучающихся;
  • создание оптимизированной системы непрерывного правового воспитания подростков и молодежи;
  • расширение числа обучающихся, знающих законы, свои права и обязанности;
  • ·        формирование правового сознания у подростков и молодежи;  
  • положительная динамика преступности и других правонарушений несовершеннолетних;
  • повышение авторитета правоохранительных органов у населения, особенно подростков и молодежи.

 

 

 

 

  1. 1.    Пояснительная записка

 

Правовая культура – одна из ветвей общественной культуры, источник интеллектуальных ценностей, накопленных людьми в области права.

   Необходимость работы по правовому воспитанию вызвана слабым знанием элементарной юридической грамотности обучающимися своих прав, обязанностей и ответственности за свои поступки.
   Актуальность правового воспитания на современном уровне объясняется особенностями современного развития Российского государства (экономическая и политическая нестабильность, рост негативных процессов – преступность, межнациональные войны и т.д.).

  Каждый из нас встречается с такими жизненными ситуациями, которые требуют знания юридических норм. Такие знания особенно необходимы для несовершеннолетних, поскольку очень часто из-за правовой безграмотности они становятся как преступниками, так и жертвами преступлений. Другими словами профилактический потенциал права необходимо как можно быстрее повернуть лицом к несовершеннолетним.

  Без знания права сегодня очень сложно молодому человеку вступить во взрослую жизнь. Незнание закона не освобождает от ответственности. Каждый юноша и девушка должен владеть необходимым минимумом правовых знаний, знать свои права и обязанности, возложенные на него законодательством Российской Федерации.

   Государство живо, пока в нем проживают благополучные граждане.

   Президент РФ Д.А. Медведев по этому вопросу не раз отмечал, что  «Главное в правовом государстве - это уровень правовой культуры граждан, их готовность следовать закону и видеть в этом свой непосредственный интерес».

   Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.

      Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.

   Одним из важных  средств  правового воспитания является  ответственность.

Становление государством определенных мер ответственности за те или иные правонарушения необходимо для поддержания правопорядка.

   Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения  необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности.

К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения их требованию, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.

   Правовое воспитание как система, как комплекс целенаправленных мер и средств воздействия на сознание приобретает актуальность в подростковом возрасте, когда подростки могут уже сознательно воспринимать сущность законов.

   Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям социально-правовых норм. Центральной задачей правового  воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением каждого.

   Важно, чтобы обучающиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и  ответственность, которая предусмотрена за них.

   В  последние годы проблема безнадзорности, беспризорности детей стала  одной из главных. Рост  правонарушений  и  преступности в обществе, а,  следовательно, и в среде подростков, рост неблагополучных семей, а также семей находящихся в социально-опасном положении и  не занимающихся воспитанием, содержанием детей  является  основанием воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения,  как обучающихся, так и их родителей.

    Противоправные деяния отчетливо проявляются  в подростковой среде. Вот почему необходимо всестороннее изучение, исследование данной проблемы и ее решение.

    Однако репродуктивное усвоение правовой информации нельзя рассматривать как основную задачу воспитания правосознания, так как современное российское законодательство очень изменилось. Кроме того, правовые знания нужны  не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях.

Таким образом, в правовом воспитании необходима  такая педагогическая технология, которая отвечала бы потребностям самого ученика, общества и учитывала закономерности формирования правового сознания.

    Практическая направленность правового воспитания, формирования законопослушного гражданина предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию, важно уметь грамотно ею пользоваться. Только тогда право защищает человека. В процессе обучения подростки  должны освоить специальные умения и навыки, научиться законным и нравственным способом защиты прав и свобод. Гражданское общество начинается с  воспитания гражданина.

2. Цель и задачи программы.

Цель программы:   формирование правовой культуры обучающихся ГОУ НПО ПУ № 19.

 

Задачи программы:

  1. Создать целостное представление о личной ответственности за антиобщественные деяния, предусмотренные уголовным и административным правом;
  2. Научить обучающихся правильно вести себя в общественных местах, соблюдать дисциплину и порядок;
  3. Сформировать умение различать хорошие и плохие поступки;
  4. Способствовать развитию, становлению и укреплению гражданской позиции, отрицательному отношению к правонарушениям;
  5. Предупредить опасность необдуманных действий, свойственных подростковому

возрасту, которые могут привести к совершению преступлений.

 

 

3. Предполагаемый результат.

 

В результате выполнения программы ожидается

  • снижение поведенческих рисков, представляющих опасность гражданскому обществу;
  • сформированность уважения к закону через освоение общечеловеческих ценностей;
  • формирование личности гражданина и патриота с присущими ему ценностями, мотивами деятельности и поведения;
  • снижение правового нигилизма в студенческой среде;
  • совершенствование системы правового воспитания. 

В результате реализации программы обучающиеся должны знать:

 

- мотивы, которые могут привести человека к преступлению;

- права и гарантии несовершеннолетних при устройстве на работу;

 - о социальной опасности преступности, наркомании, алкоголизма;

- свои права и обязанности при общении с органами правопорядка;

- меры ответственности за деяния, связанные с незаконным оборотом наркотиков;

- основные положения Декларации прав человека.

- негативно относиться к людям, нарушающим социальные нормы.

 

 

4. Содержание программы.

 

Раздел 1: Организационные мероприятия. 

Мероприятия

Сроки

Ответственные

 

1

Формирование нормативно-методической базы.

Ознакомление с изменениями, вносимыми в законодательство.

 

В течение года

Зам. по УВР

2

Работа по  Целевой программе по правовому воспитанию «Закон и порядок»

 

В течение года

Зам. по УВР

3

Организация взаимодействия ПУ № 19 и субъектов системы профилактики (органов соц. защиты, здравоохранения, правоохранительных органов, комитета по делам молодежи, общественных организаций)

В течение года

Зам. по УВР

4

Организация работы «Почты доверия»

 

1 неделя сентября

Зам. по УВР

5

Работа с соц.- личн.- ориент. картами уч-ся 1 курса.

Подведение итогов на МК в сентябре.

Сентябрь

Кл. руководители

6

Выявление семей и детей различных целевых групп. Формирование базы данных

Октябрь

ИПР

7

Выявление обучающихся, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия.

Каждый вторник месяца

Зам. по УПР

8

Социально-педагогическое сопровождение обучающихся, имеющих проблемы в обучении и поведении, в рамках проведения межведомственной операции «Подросток» совместно с органами и учреждениями системы профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

 

В течение года 

Зам. по УВР

9

Выявление и постановка на педагогический контроль и индивидуальный профилактический учет соответствующих категорий обучающихся в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1999 года ФЗ-№ 120

 

В течение года

Зам. по УВР, руководители групп

10

Организация работы спортивных кружков и секций

 

Сентябрь

Зам. по УВР

11

Анкетирование обучающихся с целью выявления фактов нарушения их прав и законных интересов, жестокого обращения, психического насилия в отношении учащихся, незаконного распространения наркотических средств и ПАВ на территории ПУ №19.

 

Сентябрь,

декабрь, май

Зам. по УВР

12

Контроль качества проводимой индивидуально-воспитательной работы руководителями групп с учащимися, состоящими на учете в ПДН

 

Январь, июнь

Зам. по УВР

13

Подведение итогов работы мастеров производственного обучения, классных руководителей по итогам месяца (заслушивание на совещаниях при директоре (по итогам рейтинга групп).

Ежемесячно

Зам. по УВР

 

Раздел 2: Календарный план мероприятий по правовому воспитанию

Дата

Мероприятие

С кем

проводится

Ответственные

1.

Сентябрь

1. Родительское собрание. Тема: «Ответственность родителей за ненадлежащее воспитание и обучение детей (Ст. 5. 35 КоАП РФ».

 

2. Оформление «Уголка права».

 

3.Интеллектуальная игра «Я и право».

Родители 1 курса

 

 

 

1-3 курс

 

2 курс

 

 

Зам. по УВР

 

 

Библиотекарь

 

Кл. руководители

 

2.

Октябрь

1. Беседы по группам на тему: «Ответственность за хранение, приобретение наркотических веществ».

 

2. Индивидуальные беседы с обучающимися, состоящими на учете в наркологическом кабинете.

 

3. Кл. час «Мои права и обязанности»

1-3 курс

 

 

 

1-3 курс

 

 

 

1 курс

 

Классные руководители

 

 

Врач – нарколог

 

 

 

Классные руководители

3.

Ноябрь

1.Встреча с работниками прокуратуры «Как не стать жертвой преступления»

 

2.Книжная выставка «Подростку о законе».

 

3.Встреча с работниками Пенсионного фонда «Моя будущая пенсия»

1-3 курс

 

 

1-3 курс

 

 

1-3 курс

Зам. по УВР

 

 

Библиотекарь

 

 

Зам. по УВР

4.

Декабрь

1.Беседа на тему «Административное право. Правонарушения. Взыскания».

 

2. Беседа на тему «Уголовное право. Преступление. Ответственность».

 

3. Час общения «Россия - правовое государство» (к 12 декабря)

 

1 курс

 

 

2 курс

 

 

1-3 курс

Воспитатели

 

 

Воспитатели

 

 

Библиотекарь

5.

Январь

1.Организация правовой подготовки волонтерской  службы «Миссия доброй воли».

 

2.Конкурс сочинений «Я живу в правовом государстве».

Волонтеры 2 курса

 

 

1-3 курс

Зам. по УВР

 

 

 

Преподаватель

литературы

6.

Февраль

1. Беседа на тему: «Служба в ВС РФ – почетная обязанность гражданина РФ»

 

2.Правовая игра «Закон и история».

 

 

3 курс

 

 

1-3 курс

Рук. ОБЖ

 

 

Библиотекарь

7.

Март

1. Викторина «Знаешь ли ты законы своей страны?»

 

2. Встреча с работниками Службы занятости населения «Трудовое право и несовершеннолетние».

1-3 курс

 

 

1-2 курс

Преподаватель истории

 

Зам. по УВР

8.

Апрель

1.Кл. час «Правовая система РФ».

 

2.Неделя права.

1-2 курс

 

1-3 курс

Кл. руководители

 

Зам. по УВР

 

9.

Май

1. Правовой лекторий «Как не попасть на каникулах в беду».

 

2.Беседа «Телефоны доверия».

 

3.Беседа «Анкетирование, мониторинг по правовым знаниям.

1-3 курс

 

 

1-2 курс

 

1-3 курс

Инспектор ПДН

 

 

Воспитатели

 

Зам. по УВР

 

 


 

 

 

 

 



 

5. Механизм реализации программы

 

Теоретические и практические занятия проводятся во внеурочное  время по плану работы училища.

 

 

 

6. Нормативно – правовая база.

  • Закон РФ "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 17.06.2011)
  • Конституция Российской Федерации, принята 12.12.1993 г.
    (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) «Права и свободы человека и гражданина»
  • Концепция модернизации Российского образования на 2006-2010гг.
  • «Концепция национальной безопасности Российской Федерации» (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300) (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24)
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 04.06.2011) Административные правонарушения, посягающие на права граждан.
  • Семейный кодекс РФ (СК РФ) от 29.12.1995 N 223-ФЗ. (в ред. от 04.05.2011) Права несовершеннолетних детей.
  • Приказ Министра образования  РФ от 17.12.1999г. за №1226 «Об утверждении Плана мероприятий Министерства образования РФ по выполнению Федеральной целевой программы». Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиков и их незаконному обороту на 2010-2013гг».
  • Устав училища.
  • Локальные акты училища.

 

7. Литература

1. Азаров А.Я. Права человека. М.: Новое знание.1995, с.22, 265с.
2. Асмолов А. Г. Психология личности. М. 1990.
3. Бернс P. Развитие я- концепции и воспитание. М. 1986.
4. Ю.Блех А. Незнание законов не освобождает от ответственности. //Воспитание школьников. 1. 1990. с.29-35.
5. Бодалев А.А. Личность и общение. М.1983.
6. Бочкарёв В. Правовые основы взаимоотношений учителя, ученика , родителей. Воспитание школьников. 2-3, 1991, с. 19-21; с. 18-22.
7.Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. М. 1988. 150 Список литературы
8. Гурина Т.П. Представление старшеклассников о ценностях./ Педагогика., 1995, 4, с.45.
9.Давыдов Г.П., Обухов В.М. Правовое воспитание в системе работы школы. М: Педагогика. 1976. с25.
10. Испорченные девочки. //Российская газета. От 12,15,16.07.97., 133. История государства и права СССР. Под ред. О.И. Чистякова, И.Д. Мартысевича (в 2-х частях). Изд-во МУ. 1985.
11.Капралова P.M. Работа классного руководителя с родителями. М., 1980, с.46-48.
12.Киселёв В. Преступность помолодела...// Народное образование. 1. 1994. С.108                                                                                             13.Конституция Российской Федерации. М.: Юридическая литература. 1993, 64с.
14.Краткий психологический словарь. М. :1985., с.301, с.141-142.
15.Лисовский В. Молодежь в условиях кризиса//Народное образование., 5,1994,с.11-17.
16.Лисовский В. Остро ощущается дефицит позитивных ценностей//Воспитание школьников., 1,1990, с.6-9.
17.Никитин А.Ф., Суворова Н.Г. Школьникам о праве. М.: Просвещение. 1992. 96с.
18.Основы правовых знаний. М. Экономика. 1996, 367с.,с.11.                                                                                                    19.Права человека в современном мире (пособие для учителя и студентов). Донецк. 1995.292с.
20.Тарас А.Е. Правовое воспитание старшеклассников. Минск.: Народная Асвеста. 1988.90с.
21.Трудные судьбы подростков- кто виноват? М.: Юридическая литература; 1991;336с.,с.159-132.
22. Шнекендорф З.К. О правах ребёнка// Человек и закон, 6,1994, с.27-38.

Сделать бесплатный сайт с uCoz